ШКОЛА ЭТИКИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Наука как процесс приумножения знаний встроена в более широкий социально-этический контекст, и ученые должны осознавать свою особую ответственность перед обществом и благополучием человечества.
Этика научных исследований – это система принципов, норм и требований, которым должны соответствовать исследования – клинические, эпидемиологические, медико-социологические, психологические и прочие исследования, в которых в качестве испытуемого субъекта выступает человек.
Научные руководители школы:
Цель создания:
Повышение качества и результативности научных исследований в целях достижения научно-технологического суверенитета и стратегического развития Российской Федерации.
Миссия школы:
Продвижение этических подходов в исследовательской работе как гарантии подлинной культуры научной деятельности
Целевая аудитория:
молодые исследователи
научные сообщества РАН и учреждения науки России
Высшая аттестационная комиссия (ВАК) и диссертационные советы
редакции рецензируемых журналов
локальные этические комитеты
научные, профессиональные сообщества и пациентские организации
Наука как процесс приумножения знаний встроена в более широкий социально-этический контекст, и ученые должны осознавать свою особую ответственность перед обществом и благополучием человечества.
Этика научных исследований – это система принципов, норм и требований, которым должны соответствовать исследования – клинические, эпидемиологические, медико-социологические, психологические и прочие исследования, в которых в качестве испытуемого субъекта выступает человек.
Любые этические вопросы возникают, когда наука рассматривается в более широком этическом/социальном контексте. Имеет ли научную ценность тема исследования? Каковы последствия таких исследований? Может ли исследование нанести вред людям, природе или обществу, или противоречить основным человеческим ценностям? Является ли исследование достаточно независимым от заинтересованных сторон? Может ли исследователь защититься от неправильного или избирательного использования и неверной интерпретации своих результатов или от нежелательного применения своих открытий? Делает ли исследование все возможное для защиты участников исследования?
Достижения фундаментальных наук дали мощный импульс развитию прикладных научных исследований, в частности в области генетики, молекулярной биологии (протеомика, метаболомика и пр.). С целью использования научных достижений на благо людей проводится огромное число фундаментальных и прикладных исследований, в том числе в рамках диссертационных работ, разрабатываются новые лекарственные средства, прорывные биомедицинские и генетические технологии, аппаратурные и роботические методы, биомедицинские клеточные продукты, предлагаются и апробируются методики изучения различных вопросов общественного здоровья и пр. До внедрения в практику здравоохранения все эти средства и методы должны пройти масштабные и тщательные исследования. Субъектами таких исследований являются люди.
Во второй половине ХХ века были выработаны механизмы защиты людей, участвующих в научных исследованиях в качестве субъектов. Это произошло после того, как мировой общественности стали известны ужасы нацистских экспериментов над людьми. В 1947 г., после Нюрнбергского процесса над нацистскими врачами, был принят Нюрнбергский кодекс об этико-правовых принципах проведения медико-биологических исследований на людях. После этого Всемирная медицинская ассоциация разработала и, в 1964г., приняла Хельсинскую декларацию - «свод этических принципов проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта, в том числе исследований биологических материалов или данных, допускающих идентификацию лица…». Эти этические принципы и нормы действуют для любых исследований с участием человека, т.к. направлены на обеспечение защиты прав, благополучия, здоровья и интересов субъектов исследований.
Только при условии соблюдения этических принципов, норм и требований возможна свобода научного поиска. В исследовании должны соблюдаться:
презумпция информированного добровольного согласия субъекта на участие в исследовании,
уважение человеческого достоинства,
самоопределение (автономия личности),
объективное информирование об исследовании,
обоснование вероятности потенциальной пользы при минимальных рисках участия в исследовании,
право на компенсацию при причинении вреда здоровью,
обеспечение конфиденциальности персональных данных и пр.
Научно-исследовательские институты и организации должны гарантировать, что исследователи получат тщательную подготовку в области дизайна, методологии, анализа, распространения и коммуникации исследований. Научно-исследовательские институты и организации должны проводить соответствующую и адекватную подготовку по этике и честности исследований, чтобы гарантировать, что все заинтересованные стороны осведомлены о соответствующих кодексах и правилах, и развивают необходимые навыки для применения их в своих исследованиях.
Новые тенденции, в том числе большие данные, открытая наука и достижения передовых технологий, открывают возможности для исследований, одновременно создавая новые этические риски.
Профессиональные сообщества реагируют на возникающие изменения обновлением кодексов поведения, образования и подготовки исследователей, а также структур управления.
В большинстве национальных юрисдикций развитых стран существуют специальные законы о научных исследованиях, включающие разделы по этике научных исследований (например, США, Англия, Япония, Китай, Норвегия и др.). А в наднациональных/ международных сообществах – руководства по этической экспертизе проектов, одобряемых этими организациями (например, ВОЗ, ЮНИСЕФ, сообщество научных академий Европы). В ВОЗ существуют так называемые сотрудничающие центры ВОЗ по этике.
Школа этики научных исследований ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко» – инициативный некоммерческий образовательный проект, направленный на обучение отечественных исследователей, особенно молодых, этике и честности исследований, изучение международных стандартов и правил по защите прав участников исследований, на формирование высокого уровня исследовательской культуры, необходимого для достижения национальных целей и реализации положений Стратегии научно-технологического развития РФ.
Школа этики научных исследований предполагает широкое участие на постоянно действующей основе в работе советов молодых ученых; научных сообществ РАН и учреждений науки России; Высшей аттестационной комиссии (ВАК) и диссертационных советов; редакций рецензируемых журналов; локальных этических комитетов; научных, профессиональных сообществ и пациентских организаций.
Формат работы школы предполагает обучение по основополагающим направлениям этики, предлагая формат лекций и семинаров по общим и специальным темам (принцип от Общего к частному), например, особенности этической экспертизы:
в молекулярно-генетических исследованиях;
для уязвимых групп (дети, орфанные заболевания, психические заболевания);
для новых направлений – регенеративная медицина, биобанкинг, тканевая инженерия, искусственный интеллект, робототехника;
для социальных исследований и исследований в области глобального здравоохранения.